воскресенье, 4 сентября 2011 г.



Государственная электронная почта: какой она должна быть?

www.cnews.ru 12.10.10


Наверное, неслучайно слова "общение" и "общество" так созвучны. Общение, коммуникации – одни из основных проявлений жизнедеятельности общества. Освоение новых схем коммуникаций сегодня – глобальная интрига развития общественных отношений. В частности, на повестке дня – переход к электронному безбумажному документообороту. Учитывая актуальность вопроса, позволю себе порассуждать о полнофункциональной модели государственной электронной почты, не ограничиваясь рамками технического задания.



Пространство общественных коммуникаций


Общественные коммуникации обычно рассматриваются как процессы взаимодействия трех типов субъектов: физические лица, юридические лица и государственные структуры. Эти группы принято условно называть граждане (С), бизнес (В) и государство (G), а связи между ними обозначать комбинациями С2G, C2C и т.п., где первый символ обозначает тип отправителя послания, последний – тип адресата.

Модель общественных коммуникаций



sites/default/files/user_pictures/2011/04/16/CBG600.jpg

Такая модель включает в себя девять видов коммуникаций, в пяти из которых государство является непосредственным участником, определяющим их форму и регламент. Во всех комбинациях, где государство не участвует, стороны (С&B) вольны сами определять способы общения, но... только до тех пор, пока их коммуникации не имеют юридической значимости.


Юридическая значимость - глубокое и многогранное понятие. В отношении электронных коммуникаций оно подразумевает технически обеспеченную возможность предоставления арбитру документов, подлинность которых подтверждается теми или иными регламентированными способами, и протокола коммуникаций – достоверной информации о надлежащем уведомлении: времени отправки и получения документов участниками рассматриваемого инцидента.


Юридическая значимость коммуникаций необходима на случай возникновения между сторонами общения конфликта, в котором содержание и протокол коммуникаций играют существенную роль. Если стороны конфликта независимы, т.е. не являются соподчиненными элементами некой иерархической структуры, источником правил разрешения конфликта может быть только законодательство, арбитром же, в конечном счете, только государство в лице его судебной власти.


Поэтому именно на государство возлагается обязанность объявить регламенты, которые оно будет признавать обеспечивающими юридическую значимость коммуникаций. В традиционном документообороте юридически значима атрибутика документов: печать, подписи, прошивка листов, нотариальное удостоверение, уведомления о вручении. Приемлемого регламента для массовых электронных юридически значимых коммуникаций пока не существует.


Борьба с бумажным документооборотом


Коммуникации с использованием бумажных носителей информации сегодня, в подавляющем большинстве случаев, являются анахронизмом. Они неоперативны, неэкологичны, затратны, слабо защищены. Везде, где нет проблемы юридической значимости, электронные коммуникации уже одержали убедительную победу над бумажной корреспонденцией. Примером тому общение граждан в интернете, внутрикорпоративный документооборот.


Нужно понимать, что потребность в юридически значимом электронном документообороте, не связанном непосредственно с государством, минимум на два порядка больше, чем с участием государства (оцените, например, количество финансовых и товарных документов В2В).


Таким образом, государство, чья доля в общем объеме юридически значимых коммуникаций, возможно, менее одного процента, сохраняя средневековую атрибутику документооборота, не только проигрывает в собственной функциональности, но и сдерживает модернизацию всех остальных видов коммуникаций. Отсутствие отлаженной всеобъемлющей системы электронных юридически значимых коммуникаций сегодня является основной причиной непродуктивности программ построения систем типа "электронного правительства".


Государственная электронная почта (ГЭП), по определению, должна быть системой юридически значимых коммуникаций, поскольку всякое общение с государством юридически значимо. Следовательно, вопрос выходит далеко за рамки обеспечения рутинных процедур предоставления гражданам государственных услуг. Реально это должно стать началом решающего наступления на бумажный документооборот во всем пространстве общественных коммуникаций.


Краеугольные камни ГЭП


Без чего не может быть государственной электронной почты?
Прежде всего - без системы надежной аутентификации абонента при его входе в интернет на сеанс связи. Такая система должна быть создана бескомпромиссно, и для обеспечения надежной аутентификации в ней должны быть применены все доступные современные и эффективные программные, технические и организационные меры.


Второй базовый элемент - электронный депозитарий. При юридически значимом документообороте необходимо формировать и хранить электронные документы таким образом, чтобы они не теряли свою юридическую значимость неограниченно долго. Надежность, защищенность и конфиденциальность депозитария будут определять степень доверия системе коммуникаций, а значит, и конечный успех всей программы электронизации. Именно депозитарий должен взять на себя основные технические, юридические и психологические трудности перехода к массовой практике уверенного использования электронных документов, не имеющих заверенных бумажных копий.


Третья точка опоры - мобильная связь. Мобильная связь, в силу ее распространенности, интегрированности с интернетом, гибкой функциональности должна быть максимально задействована как в качестве дополнительного канала авторизации, так и для поддержания оперативного, протоколируемого, комфортного контакта абонента с системой его деловых коммуникаций.


Если считать эти три компонента реализованными, то собственно электронная почта представляется достаточно простым, прозрачным механизмом протоколируемого перемещения между аутентифицированными абонентами прав доступа к защищенным электронным документам. Парадоксально, но при таком функциональном разделении электронной почте для выполнения ее функций не нужно знать и хранить персональные данные абонентов. Достаточно их системных идентификаторов.


Все эти компоненты по своей реализации ничем не отличаются в приложении ко всем видам коммуникаций, кроме G2G. Общение государственных ведомств между собой есть общение внутри иерархической системы, поэтому для реализации этого вида коммуникаций есть резон создать специальную систему. Для тех видов коммуникаций, в которых государство является одной из сторон, над универсальной системой обмена сообщениями должен быть создан прикладной сервисный уровень, реализующий специфические функции предоставления гражданам государственных услуг.


Легко заметить, что перечисленные "краеугольные камни" по своей функциональности значительно шире, нежели просто подсистемы электронной почты.


Претензия на всеобщность


Аутентификация абонента в государственной электронной системе юридически значимого общения есть фактически предъявление, проверка и подтверждение валидности его электронного паспорта. В реальном мире человек, предъявивший действительное удостоверение личности, полностью дееспособен в любом месте и по отношению к любому контрагенту. Абонент, прошедший электронную государственную аутентификацию, также должен считаться легитимным, аутентифицированным во всем пространстве общественных коммуникаций, а созданные им документы во всех ситуациях должны считаться юридически значимыми проявлениями его волеизъявлений.


Если так, то направленное аутентифицированным абонентом через ГЭП в адрес банка электронное поручение на платеж должно восприниматься как обязательное к исполнению наряду с поручениями, полученными по традиционным каналам (факс, банк-клиент, личная явка). Понимая это, легко сделать следующий логический вывод: система выдачи и аутентификации электронных паспортов в рамках государства должна быть единой и единственной, как является единой и единственной система выдачи и проверки паспортов обычных.


Если не обеспечить целостности пространства юридически значимых коммуникаций, то для абонента необходимость участия в нескольких разнородных системах строгой идентификации превратится в пытку, а взаимодействие между множеством подобных независимых систем - в технически и юридически неразрешимую задачу.
 

Депозитарий - также вполне самостоятельный общественный институт. Современные облачные технологии хранения данных позволяют создавать депозитарии исключительно высокой надежности и защищенности. Востребованность системных решений по организации хранения принадлежащих абонентам данных возрастает по мере вовлечения в электронные коммуникации все более широких, а стало быть, и менее квалифицированных в компьютерном отношении слоев граждан.


Кроме того, независимый электронный депозитарий нужен и для иных целей, например, для депонирования авторских произведений c обеспечением защиты прав на интеллектуальную собственность, для подачи заявок на различные конкурсы и тендеры (для обеспечения защищенности предложений от несанкционированного использования) и т.д.


Наличие государственной системы электронной идентификации и аутентификации в сочетании с широким распространением интегрированной с интернетом мобильной связи создает реальные возможности перехода к бездокументальной идентификации личности и в офлайне. Хочется верить, что в недалеком будущем забытые дома водительские права уже не приведут к трудностям при беседе с инспектором ГИБДД.


Кому это больше нужно?


При полноценной реализации государственной электронной почты и связанных с ней инфраструктурных систем фактически один и тот же программный аппарат покрывает множество функций и потребностей не только государства, но также бизнеса и граждан. При этом объем государственных коммуникаций с бизнесом и гражданами, при всей его важности, составляет малую долю от общей потребности в юридически значимых коммуникациях.


Важно подчеркнуть, что бизнес и граждане в значительно большей степени заинтересованы в модернизации и упорядочивании документооборота, чем государственные ведомства (особенно в лице чиновников нижнего и среднего звена). Традиционный бумажный документооборот, в котором мало что изменилось со времен пергаментных свитков, сегодня уже совершенно не соответствует динамизму общественной жизни, громоздок, очень слабо защищен от мошенничества. Речь идет, как минимум, о сокращении затрат времени и нервов, как максимум - о степени безопасности собственности, бизнеса и репутации.


Электронная почта, если она будет обслуживать только общение с государственными ведомствами, должна полностью финансироваться госбюджетом. Абсолютно та же система, обслуживающая, кроме того, частные и коммерческие потребности, будет иметь широкую платежную базу, поскольку для населения это – экономия времени и денег, для бизнеса – снижение затрат и множество новых видов услуг, рост интернет-торговли, принципиально новые технологии бизнеса.


Интернет - зона свободной энергетики


Вы когда-нибудь задумывались, почему блестящие, сложнейшие, массовые системы в интернете растут как грибы, а все проекты, связанные с государственной информатизацией, идут так трудно, долго и нерезультативно? Ни один государственный ум не был озабочен разработкой Яндекса, финансированием Mail.ru, контролем целевого расходования средств "ВКонтакте", тем не менее, все эти проекты состоялись.


В значительной мере, наверное, потому, что в интернете еще таятся феноменальные новые возможности для человечества, чем он и притягивает самых творческих, способных, энергичных... кладоискателей. Каждая новая идея тиражируется многократно, избыточно, зачастую, даже без сколько-нибудь реальных шансов хотя бы на компенсацию затрат. Интеллектуальные, человеческие, финансовые ресурсы, мобилизованные интернетом, невероятны.


Государственные задачи не более сложны и не менее интересны. Почему эта энергия не распространяется на самую важную сегодня для нашего общества зону? Наверное, нужна какая-то иная модель отношений государства и интернет-сообщества, в которой приложение свободного, избыточного энергетического потенциала интернета в сфере электронного правительства стало бы возможным, интересным, перспективным, прибыльным, почетным. Так ли уж сложно ее создать?


Возвращаемся к электронной почте. Как программист с 46-летним стажем, могу утверждать, что разработка такой ясной, прозрачной, динамичной системы - мечта каждого профессионала. Сложность такой разработки немногим выше сложности ICQ, а ICQ в свое время написали, кажется, четыре программиста.


Конечно, промышленное внедрение потребует немалых денег. Однако для инвестора система, пользователями которой рано или поздно будет все население страны, - беспроигрышная тема. Проблему могут представлять лишь вопросы формы и надежности неизбежного в данном случае сотрудничества с государством. Но почему бы и не попробовать договориться?


Конечно, многие скажут, что государственные проекты обречены на провал. Но не будем пессимистами. Есть же, по крайней мере, один очень успешный, всем известный прецедент решения государственной задачи частными фирмами.


Первая информационная функция государства — ознакомить население с законодательством. У кого-нибудь сегодня есть проблемы с получением последних версий законов, указов, ведомственных публичных документов? В выверенном виде, со всеми изменениями, в любых форматах, на любых носителях, да еще и с обслуживанием? Нет таких проблем. Кто их решил? Три частные фирмы: "Кодекс", "Гарант" и "Консультант Плюс". Сегодня даже государственные и муниципальные структуры пользуются их сервисом. Чем не пример сотрудничества? Нужно приумножать.


Согласен, это более простой случай. Но и государство, и мы с тех пор стали на 15 лет умнее...


B+G


Правительственные проекты в интернете обсуждаются активно. Компетентность и эрудиция отдельных участников таких форумов достойны искреннего восхищения. К сожалению, в сложившейся ситуации их знания и энергия направлены лишь на критику, что не приводит к какому-либо созидательному эффекту.


В программировании часто употребляется выражение "архитектура программного комплекса". И это очень точное выражение: аналогия программирования с архитектурой очень глубока. Мне кажется, что в сфере ИТ было бы полезно перенять опыт проведения архитектурных конкурсов, где победитель определяется не по изложенным на бумаге обещаниям все сделать быстро и дешево, а по достаточно детально проработанным проектам, с демонстрационными макетами, которые можно потрогать, взглянуть на них с разных сторон, организовать общественное обсуждение.


Для таких случаев существуют технологии так называемого прототайпинга, когда имеется возможность быстро и без больших затрат создавать функциональные модели проектируемых систем.


Правда, очень важно, чтобы и само задание проходило серьезное предварительное обсуждение. От правильной постановки задачи в максимальной степени зависит судьба разработки. Общественная экспертиза могла бы стать барьером для запуска в работу непродуманных проектов.


Во всех обсуждаемых в статье системах (идентификация, депозитарий, электронная почта) практически нет каких-то уникальных компонентов. Это компиляция функций, хорошо освоенных теми или иными программистскими коллективами. Они и должны быть подключены или подключиться сами к разработке ГЭП.


Оптимальная организационная форма существования ГЭП - автономная акционерная структура с миноритарным участием государства. Для обеспечения необходимой высокой степени доверия участников коммуникаций, структура должна контролироваться наблюдательным советом, включающим представителей основных групп абонентов и всех ветвей государственной власти. Это еще один аргумент за то, чтобы разработка ГЭП с самого начала проводилась в альянсе бизнеса и государства.


Владимир Самохвалов

Комментариев нет:

Отправить комментарий